Колобушки на сметане - вкусные, мягкие, воздушные. Что такое сусек? Значение слова Важность зерновых культур

Класс: 1

Цель:

  1. Пробудить внимание детей к слову, научить некоторым приемам толкования значения слова, вызвать стремление узнавать значение непонятных слов.
  2. Учить детей связно выражать свои мысли, воспитывать культуру речевого общения, формирование выразительности речи.
  3. Способствовать развитию детского воображения, эстетического восприятия.
  4. Содействовать сплочению детского коллектива.

Оборудование: сказка с иллюстрациями, картинки, на которых изображены короб, крылышко, сусек, горсть, готовое соленое тесто, дощечки, баночки с водой, салфетки, толковые словари.

ХОД УРОКА

1. Организационное начало.

2. Вводная беседа.

Ребята, вы любите путешествовать?

За чистым – чистым полем, за дремучим – дремучим лесом, за дальней дорогой, за сахарной горой есть сказочный город.

Дома тут сложены из шоколада. Крыши леденцовые. В каждом доме ставни из кренделей. А на остроконечных пряничных городских башнях вертятся флюгерные петушки.

Всех чудес в сказочном городе не перечесть. Жить – поживать в этом городе одно удовольствие. А называется этот город “Сказка”!

Ребята, а вы любите сказки?

Сегодня, мы с вами и отправимся путешествовать в сказку.

Скажите, кто из вас знает сказку “Колобок”?

Наверно, вы можете и рассказать ее. Давайте вспомним начало этой сказки. Послушайте и скажите, какие слова вам непонятны, то есть непонятно, что они обозначают.

3. Формирование новых знаний.

“Колобок”

Жили-были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе:

Поди-ка ты, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.

Ребята, кто заметил хотя бы одно незнакомое, непонятное слово? Поднимите руки. А кто два? Три? Четыре? Назовите эти слова? (“Короб”, “сусек”, “крылышко”, “горсть”).

А может быть, кто-нибудь объяснит, что значит “крылышком поскребла”? Что значит “короб” (“сусек”, “горсть”)?

Я подготовила картинки, на которых изображены эти предметы (на доску прикрепляются картинки).

Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3 Рис. 4

Помогают ли рисунки уяснить значения слов, лучше понять сказку? (Да, теперь мы знаем, что муки у старика со старухой было очень мало, можно сказать, совсем не было).

Можем ли мы теперь представить себе, какой величины был колобок, если муки на него пошло горсти две? Покажите руками, какой величины, по-вашему, был колобок. Да, наверное, маленький.

Давайте попробуем теперь растолковать непонятное слово, разъяснить его значение.

Что же такое короб? (Это изделие, в которое можно уложить то, что нужно сохранить или перенести).

Сусек? (Большой деревянный ящик, в котором хранится мука или зерно).

Горсть? (Количество чего-нибудь, которое помещается в руке, если мы сложим ее так, как будто хотим что-нибудь зачерпнуть).

Крылышко? (Отрезанное и засушенное гусиное крыло). Существуют специальные толковые словари, в которых можно найти объяснение слова. (Демонстрирую несколько толковых словарей, читаю толкование слов, которые разбирались на уроке).

Итак, сделаем вывод: “Непонятное слово можно объяснить при помощи толкового словаря.

Замесила старуха тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простыть. Пока колобок остывает, давайте и мы себе колобка сделаем. (У детей на партах лежит готовое соленое тесто.)

4. Практическая работа. (Уч-ся самостоятельно лепят колобка.)

Краткое описание процесса приготовления теста.

(Смешайте муку и соль. Залейте водой и замесите тесто. Готовое тесто положите в холод на 2 часа.)

Продолжаем сказку.

Надоело колобку лежать: он и покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку, – и покатился по дорожке.

Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:

Колобок, колобок! Я тебя съем!

Нет не ешь меня косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою.

(Дети поют хором).

Я колобок, колобок!
По амбару метен,
По сусеку скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен,
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, заяц, не хитро уйти.

5. Итог урока.

Как можно объяснить непонятное слово?

Какие задания вызвали интерес? Почему?

Что вам больше всего понравилось на уроке?

6. Домашнее задание.

Дать объяснение слову “завалинка”.

Поскрести по сусекам (значение ) — тщательно поискать.

Слово "сусек" означает — отгороженное в амбарах место для ссыпки зерна (Толковый словарь , 1935-1940) . Отсюда и значения выражения.

Слово "сусек" уже вышло из употребления и осталось только в выражении "поскрести по сусекам". До начала 20 века, слово "сусек" часто применялось.

Например, знаменитая сказка "Колобок" начинается с того, что старуха поскребла по сусекам и наскребла немного муки, из которой и испекла колобок:

"Жил-был старик со старухою. Как-то старик попросил: «Испеки, старуха, колобок».

- «Из чего печь-то? Муки нету».

- «Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети; авось муки и наберется ».

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела , и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить. Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился - с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше."

Примеры

"Из пыльных сусеков наскребывали остатки серой массы, бывшей когда-то мукой, сдабривали ее шелухой картофеля и делали из нее подобие кокурок"

Свои запасы сегодня мы чаще всего заготавливаем на неделю, причем ровно столько, чтобы хватило до очередных выходных. А потом спешим на базу или в крупный супермаркет, чтобы вновь забить свой холодильник съестными припасами. А раньше все было совсем по-другому.

Хранилищем основного припаса - жита - для крестьянина была житница или амбар. В словаре Ожегова амбар значится как место для хранения зерна, муки и товаров. Северный старинный амбар являлся двухъярусным сооружением: непосредственно под крышей, над основным помещением находится второй этаж, или вышка, на которую ведет внутренняя лесенка.

На вышке хранились более ценные хлебные продукты: пшеница и пшеничная мука, гороховая мука, толокно и пр., а в прошлом здесь держали запасы зерна, отсыпанного на семена. Внутри амбара вдоль стен делали ящики для хранения зерна, так называемые сусеки, засеки, закрома. Помните сказку о колобке: «По сусекам поскреби,по амбару помети! Авось, наберется муки-то на колобок!» Вот они, сусеки-то эти. По тому, насколько они полны, можно было судить о достатке хозяина.

Ставили амбары вблизи дома, так чтобы можно было увидеть их из окон, при этом стояли они не на самой земле, а на невысоких деревянных столбах с открытым подпольем для предохранения от почвенной сырости и от мышей.

Кстати, избушка бабы Яги явно ведет свою историю от амбаров, но только от особенных амбаров, ставившихся на высокие столбы. Постройки эти характерны для северных жителей, в частности наших этнических соседей - хантов и манси. Такие «избушки на курьих ножках» можно и сегодня встретить в национальных поселках этих северных народов.

Еще одним хранилищем для съестных припасов был погреб. Русская кухня всегда была богата на разносолы: соленые огурцы, капуста, грибы, моченые ягоды - все это, и не только, хранилось именно в погребах.

Строили погреб срубом, углубленным в землю. Сверху закрывали его накатником и засыпали землей, оставляя для входа квадратное отверстие, закрывавшееся крышкой. В яме, покрытой сверху землей, где летом лежал лед или снег, хранили квас, пиво, мясо, сметану, мясо, рыбу и проч. На зиму клали туда разные огородные овощи и ставили бочки с солеными огурцами и груздями. Наверху погреба складывалась разная деревянная посуда (кадки и проч.), а также мука, употребляемая в пищу летом.

Так что все было рядышком, под боком. Надо было только приложить руки, старание да терпение... Но самое главное - все это можно успеть сделать и сейчас, за лето, было бы где развернуться... А уж как приятно долгими зимними вечерами баловать себя собственными огурчиками из бочки, мочеными ягодами и ароматным домашним хлебом!..

И намела кое-каких рукоделок непоказанных:)))) Первая-это открытка для новорожденного мальчика, которую я успела сделать еще перед тем, как глаза почикала;)))

Позже уж так я маялась от безделья, что душа не выдержала и попыталась сотворить коробочку-шкатулку из набора для детского творчества, который лежал у меня давно, я несколько раз порывалась это все сделать, но руки не доходили. А тут вот дошли (не вышивка все-таки;)))... Написано что все легко и просто, но то ли я совсем слепая, то ли набор не для детей 7 лет. Этот натуральный шпон все время норовил сломаться, а уж обклейка полосочками... Мучилась-мучилась, склеила кое-как. Украсила кружевами и тесьмой, в т.ч. чтобы скрыть огрехи.

А вообще, если самим хочется позабавиться- можете взять, но для маленьких детей именно этот набор не советую. Вот как он выглядит

Ну и еще не могла не сделать один блокнот. Идея возникла давно, изначально там многое должно было быть по-другому, но поскольку вышивка мне сейчас ну совсем никак, да и скраповые детали пришлось тоже упрощать, то, как говорится, что выросло, то выросло... Совсем скоро у нашей известной мастерицы Юлечки будет День варенья, то мне очень хотелось сделать ей что-то в ее вкусе. Не секрет, что Юля любит ключики и домики, поэтому вот вам, мадам, домик и ключик от счастья;))) А еще у меня была некая ассоциация с "Алисой в стране чудес" и теми бесподобными персонажами , которые Юля недавно создала. Почта нынче оказалась на удивление резвой, поэтому Юля подарок уже получила и мне не страшно его здесь показать.

Итка, блокнот А6 с нуля в винтажном стиле, тонированные листы (сколько их уже не помню ), ручной переплет, форзацы, штампинг, мягкая обложка за счет синтепона.

Каждый школьник точно знает, а каждый взрослый что-то помнит про устаревшие слова, которые, как известно, принято делить на две группы. Первая – это архаизмы, то есть те слова, что вышли из употребления и больше в языке не используются, но зато для них нашлись синонимы. Этими современными вариантами мы и пользуемся. Вот ряд самых распространенных примеров:

Длань – ладонь

Выя – шея

Рамена – плечи

Ланиты – щеки.

Ко второй группе относятся слова, называющие предметы или явления, которых больше нет. Это историзмы. Нет предмета, потому что он остался в каком-то «моменте истории», а значит, и слову в современном языке делать нечего. Нет нынче царей, государей, теремов боярских, да и самих бояр тоже нет. Употребляем историзмы только тогда, когда говорим о конкретном историческом периоде.

Столкнешься с таким вот историзмом, и иной раз оторопь берет. Что за слово непонятное? Где до этого времени жило? Что обозначает? Порой сразу в словарь лезть времени нет, а иной раз и Лень с Неохотой так одолеют, что сдаешься на их милость. Вскоре о неизвестном слове забываешь, так оно и остается неразгаданным.

Собственно, так и было со словом «сусеки». Если честно, то варианты объяснения слова «амбар» тоже понадобились. Было это в «глубоком» детстве, потом слово забылось и выплыло в тот момент, когда сказка «Колобок» стала настольной книгой дочери, а потом и сына. Слово «амбар» объяснила, подведя к сараю. Добавила только, что хранят там не инструменты, мотоцикл и велосипеды, как у нас, а зерно и другие продукты.

Сусек, естественно, показать не сумела, а и дети не слишком настаивали. Но мое любопытство не унималось и требовало удовлетворения. Узнав, что такое сусек, а потом и увидев его, разочаровалась. Ну, нет в этом слове ничего сказочного, и объяснение у него простое, даже прозаическое, и вид не особо презентабельный. Оказалось, что правильно построенный амбар – это настоящее хранилище разных съестных запасов. И для каждой придумано и сооружено свое место. Под потолком, на балке, сушатся лечебные травы, грибочки, яблоки и веники для баньки. А внизу, на полу, хозяин обязательно мастерил деревянные лари.

Плотницкий топор бревно сёк, то есть рубил его или засекал. А потом нужно было закромить ларь, то есть обшить досками. От этих глаголов и возникли разные названия сусека. В одних областях его называли ларь, в других – отсек, в третьих - кадь, наверняка, используя как разновидность слов «кадка» или «кадушка». А были еще короба и дупляники, которые делали только из липы.

Итак, сусеки сколачивали из деревянных досок, потом дополнительно обшивали. Делали непременно с крышкой, да с такой, чтобы ни одной щели, даже самой узкой в них не было. Оно и понятно: мыши-полевки, как похолодает, сразу же в такие амбары переселяются. Да и не только им хозяйские запасы по ночам снятся. Разная лесная и степная живность стремится подкормиться чужим добром. Одни только крысы чего стоят!

Форма у сусеков была разная. Иногда их делали в виде круглых чанов, но чаще все же использовали прямоугольную форму. Глубину регулировали, исходя от роста хозяев, а количество сусеков зависело от благосостояния и надежд на грядущие урожаи. И обязательно делали в ларе небольшой наклон, чтобы хозяйке было удобнее набирать муку, зерно или овощи. А рядом на полу делали приступочку для детей и людей небольшого роста.

Выглядел амбар солидно. По краям располагались не очень большие сусеки-лари, с теми запасами, которые предназначались для еды. У центральной стены или у одной из боковых выстраивали огромный отсек для посевного зерна. На полках-лавках стояли жбаны с маслицем, с сушеными ягодами и кадки с соленьями. То есть все запасы представляли собой урожай, выращенный и собранный семьей. Только картофель хранили отдельно, обычно в ямах, вырытых в отдельном помещении – в сарае.

Что же получается? Загадочное слово, этот сказочный сусек, оказывается, обычный деревянный ящик. В нем действительно можно было поскрести и помести, чтобы набрать немножко муки. Правда, мука будет уже не самая лучшая, да еще и с мусором. Но какие претензии к остаткам, да еще в голодное время?!

Поделиться: